ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве для педагогических работников МАДОУ «Детский сад № 4» МО «Город Березники» Пермского края, осуществляющего образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества для педагогических работников МАДОУ «Детский сад № 4» МО «Город Березники» Пермского края, осуществляющего образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (далее наставничество педагогических работников). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями: - федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Положения о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций Пермского края, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования; - распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста» (в редакции от 20 августа 2021 г. № 2283-р); - методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, направленных совместным письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № А З-1128/08 и Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 657. 1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия: - наставник - педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в МАДОУ «Детский сад № 4»; - наставляемый — участник системы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения; - куратор - сотрудник МАДОУ «Детский сад № 4» или учреждения из числа его социальных партнеров (другие организации, осуществляющие образовательную деятельность, учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества; - наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество; - форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников; - персонализированная программа наставничества - это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. 1.4. Основными принципами реализации наставничества педагогических работников являются: - принцип научности - применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников; - принцип системности и стратегической целостности - разработка и реализация практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне ДОУ «Детский сад № 4»; - принцип легитимности - соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной и муниципальной нормативно-правовой базе; - принцип обеспечения суверенных прав личности - приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника; - принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого; - принцип аксиологичности - формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям; - принцип личной ответственности - ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности (куратора, наставника, наставляемого) к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества; - принцип индивидуализации и персонализации наставничества - сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития; - принцип равенства - наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества. 1.5. Участие в наставничестве не должно наносить ущерба образовательному процессу МАДОУ «Детский сад № 4». Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает заведующий МАДОУ «Детский сад № 4» в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в МАДОУ «Детский сад № 4» и замены их отсутствия. 2. Цель и задачи наставничества педагогических работников 2.1. Цель наставничества педагогических работников — обеспечение непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников МАДОУ «Детский сад № 4» МО «Город Березники» Пермского края, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых педагогов. 2.2. Задачи наставничества педагогических работников: - содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых; - оказывать помощь в формировании городской цифровой информационно коммуникативной среды наставничества и внедрении административно управленческих (вертикальных) методов и недирективных (горизонтальных) инициатив; - оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в МАДОУ «Детский сад № 4» МО «Город Березники» Пермского края; - способствовать формированию единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном и внеинституциональном уровнях; - содействовать созданию в МАДОУ «Детский сад № 4» МО «Город Березники» Пермского края психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории; - способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе сетевых и дистанционных форм наставничества; содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых педагогов; - оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности в МАДОУ «Детский сад № 4» МО «Город Березники», ознакомление с традициями и укладом жизни детского сада, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей; - обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество; - ускорять процесс профессионального становления и развития педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью; - содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством; - знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень. 3. Формы наставничества педагогических работников В МАДОУ «Детский сад № 4» МО «Город Березники» Пермского края, применяются разнообразные формы наставничества педагогических работников («педагог - педагог», «руководитель образовательной организации - педагог», «социальный партнер - педагог»). Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов. Виртуальное (дистанционное) наставничество - дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и другое. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник - наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц. Наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек). Краткосрочное или целеполагающее наставничество - наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей. Реверсивное наставничество - профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса. Ситуационное наставничество наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Скоростное наставничество однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом /компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник - наставляемый». Традиционная форма наставничества - взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Как правило, проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики. Форма наставничества «учитель - учитель» - способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «учитель-профессионал - учитель, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения». Форма наставничества «руководитель образовательной организации учитель» способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной организации - учитель», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов. 4. Организация наставничества педагогических работников 4.1. Наставничество организуется на муниципальном и институциональном уровнях на основании Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, направленными совместным письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № АЗ1128/08, Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. № 657 и Положения о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций Пермского края, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования; 4.2. Организация наставничества педагогических работников на муниципальном уровне. 4.2.1. Управление образования администрации г. Березники обеспечивает нормативно-правовое сопровождение внедрения и реализации наставничества педагогических работников в образовательных организациях муниципального образования «Город Березники» Пермского края. 4.2.2. МАУ «Центр сопровождения обеспечения и развития образования» (далее - МАУ «ЦСОиРО») оказывает содействие при внедрении наставничества педагогических работников по вопросам: информационно-аналитического, научно-методического, учебно методического сопровождения; организации курсов повышения квалификации (далее КПК) по направлению «Наставничество педагогических работников в образовательных организациях»; - организации деятельности профессиональных сообществ педагогических работников в рамках деятельности предметных методических объединений (формирований). 4.2.3. МАУ ЦСО и РО выполняет функции муниципального координатора по реализации наставничества педагогических работников при его внедрении в образовательных организациях муниципального образования «Город Березники» Пермского края: - осуществляет организационное, информационно-аналитическое, научнометодическое, учебно-методическое сопровождение по внедрению и реализации наставничества педагогических работников в образовательных организациях муниципального образования «Город Березники» Пермского края; - осуществляет методическое сопровождение реализации наставничества педагогических работников на всех этапах внедрения в образовательных организациях муниципального образования «Город Березники» Пермского края; проводит мониторинг реализации наставничества педагогических работников; - выявляет, систематизирует и обобщает новые эффективные практики наставничества; - реализует мероприятия (вебинары, конференции, стажировки, иное) по внедрению наставничества и методической поддержке системы наставничества в целом; - формирует муниципальный методический актив, оказывает методическую и практическую помощь в проведении наставнической деятельности; осуществляет информационно-методическую поддержку реализации наставничества, включая создание и ведение информационного ресурса, посвященного наставничеству педагогических работников. 4.3. Организация наставничества педагогических работников на муниципальном уровне (далее - МАУ ЦСО и РО). МАУ ЦСОиРО формируют структурированную базу наставников муниципального округа, оказывает методическую и практическую помощь в проведении наставнической деятельности; координирует методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения реализации наставничества педагогических работников муниципального образования «Город Березники» Пермского края. 4.4. Организация наставничества педагогических работников на институциональном уровне. 4.4.1. наставничество организуется на основании утвержденного заведующим МАДОУ «Детский сад № 4» положения о наставничестве педагогических работников в МАДОУ «Детский сад № 4» в соответствии с Положением о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций МО «Город Березники», осуществляющих образовательную деятельность по реализации оснрвных и дополнительных общеобразовательных программ; 4.4.2. педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия приказом заведующего МАДОУ «Детский сад № 4». 4.4.3. заведующий МАДОУ «Детский сад № 4»: - осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы наставничества педагогических работников в МАДОУ «Детский сад № 4»; - издает локальные акты образовательной организации о внедрении системы наставничества и организации наставничества педагогических работников в МАДОУ «Детский сад № 4»; - назначает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставляемых, а также назначает их; - утверждает дорожную карту (план мероприятий) по реализации положения о наставничестве педагогических работников в МАДОУ «Детский сад № 4» в соответствии с примерной дорожной картой (планом мероприятий) по реализации положения о наставничестве педагогических работников в образовательной организации согласно приложению 1 к настоящему положению; - издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью; - способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества); - способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества педагогических работников. 4.4.4. куратор реализации программ наставничества: - назначается заведующим МАДОУ «Детский сад № 4» из числа заместителей руководителя; - предлагает заведующему МАДОУ «Детский сад № 4» для утверждения состава методического объединения наставников (при необходимости его создания); - разрабатывает дорожную карту (план мероприятий) по реализации положения о системе наставничества педагогических работников в МАДОУ «Детский сад № 4»; - совместно с МАУ ЦСОиРО ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета - официального сайта образовательной организации/ страницы, социальных сетей; формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта совместно с методическим советом; осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и неформальными представителями системы наставничества МО «Гррод Березники», с сетевыми педагогическими сообществами; - организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других образовательных организаций; - курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества; - организует совместно с заведующим МАДОУ «Детский сад № 4» мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в МАДОУ «Детский сад № 4»; - осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы наставничества в МАДОУ «Детский сад № 4», оценку вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников; - фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с МАУ ЦСОиРО). 5. Кадровые условия и ресурсы МАДОУ «Детский сад № 4» 5.1. Подбор и формирование пар «наставник - наставляемый». Наставников выбирают из числа: - педагогов высшей квалификационной категории, имеющих устойчивые профессиональные достижения и успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров, руководитель педагогического сообщества, в том числе в дистанционном режиме), а также педагогов, стабильно показывающих высокое качество образования вне зависимости от контингента детей; - педагогических и руководящих работников, активно транслирующие собственный положительный педагогический опыт в системе повышения квалификации; - педагогов, активных участников региональных/муниципальных проектов и/или реализующих авторские педагогические проекты. 5.2. Требования к компетенциям наставника: - знать и уметь применять в работе нормативную правовую базу (федеральную, региональную, муниципальную) в сфере образования, наставнической деятельности; - уметь «вводить в должность» (знакомить с основными должностными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, с правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); - разрабатывать совместно с наставляемым педагогом персонализированные программы наставничества с учетом уровня его научной, психолого педагогической, методической компетентности, уровня мотивации; - консультировать по поводу самостоятельного проведения или учебных » занятий и внеурочных мероприятий; - оказывать индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; личным примером развивать профессиональную компетентность, содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута; - вносить предложения о поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести мониторинг процесса адаптации и результативности профессиональной деятельности. 5.3. Наставляемые формируются из числа: - молодых педагогов; - педагогов, приступивших к работе после длительного перерыва; - педагогов, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы; педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении педагогической деятельности (воспитательная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, работа с родителями и пр.); - педагогов, желающих овладеть современными IT-программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями; - педагогов, находящихся в состоянии профессионального, эмоционального выгорания; педагогов, испытывающих другие профессиональные затруднения (дефициты) и осознающих потребность в наставнике; - стажеров/студентов, заключивших договор с обязательством последующего принятия на работу и/или проходящих стажировку/практику в МАДОУ «Детский сад № 4». 6. Мотивирование и стимулирование наставнической деятельности 6.1. Нематериальные способы стимулирования: наставническая деятельность учитывается при выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри (экспертов); педагогическим работникам, осуществляющим наставническую деятельность, предоставляется возможность для профессионального развития и участия в региональных фестивалях, форумах, конференциях; представление педагогических работников, осуществляющих наставническую деятельность, к награждению. 6.2. Материальное стимулирование. Образовательные организации определяют размеры выплат стимулирующего характера за осуществление наставнической деятельности коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии действующим законодательством. Способы мотивирования, стимулирования и поощрения наставнической деятельности педагогических работников зависят от конкретных условий образовательной организации. 7. Оценка результативности внедрения наставничества педагогических работников 7.1. Ожидаемые результаты внедрения наставничества педагогических работников: 7.1.1. качественные показатели: - создан единый электронный банк педагогов-наставников, доступный для взаимодействия педагогов в рамках наставнических практик вне зависимости от их места работы и проживания - «открытое наставничество»; проведен мониторинг оценки эффективности осуществления персонализированных программ наставничества. 7.1.2. количественные показатели: - ежегодно 100% образовательных организаций муниципального образования «Город Березники» Пермского края обеспечивают наставничество педагогических работников; - созданы специальные разделы (рубрики) на официальных сайтах образовательных организаций для размещения информации о реализации персонифицированных программ наставничества педагогических работников: лучшие кейсы персонифицированных программ наставничества педагогических работников, федеральная, региональная, муниципальная и локальная нормативно правовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в образовательной организации; - увеличена доля педагогических работников муниципального образования «Город Березники» Пермского края вовлеченных в наставничество. 7.2. Ожидаемые эффекты от внедрения наставничества педагогических работников в МАДОУ «Детский сад № 4»: повышение профессионального мастерства педагогов, развитие профессиональных инициатив и активности; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при решении новых или нестандартных задач; - построение открытой среды наставничества педагогических работников, партнерского взаимодействия среди всех субъектов наставнической деятельности; - сокращение времени на адаптацию молодого педагога в профессиональной среде; - закрепление молодых педагогов в МАДОУ «Детский сад № 4» муниципального образования «Город Березники» Пермского края. Приложение к Положению Примерная дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МАДОУ «Детский сад № 4» № п/п 1 Наименование этапа 2 Подготовка условий для реализации системы наставничества Формирование банка наставляемых Содержание деятельности Ответственные и примерный план мероприятий 3 4 Подготовка и принятие локальных нормативных правовых актов образовательной организации: 1. Приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в МАДОУ «Детский сад № 4». 2.Приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью. 3. Подготовка персонализированных программ наставничества при наличии в организации наставляемых. 1.Сбор информации о профессиональных запросах педагогов. 2.Формирование банка данных наставляемых, обеспечение согласий на сбор Сроки 5 Формирование банка наставников Отбор и обучение ♦ Организация и осуществление работы и обработку персональных данных. 1.Проведение анкетирования среди потенциальных наставников в МАДОУ «Детский сад № 4», желающих принять участие в персонализированных программах наставничества. 2.Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных. 1.Анализ банка наставников и выбор подходящих для конкретной персонализированной программы наставничества педагога/группы педагогов. 2. Обучение наставников для работы с наставляемыми: - подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности; - проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников «установочные сессии» наставников. 1.Формирование наставнических пар/групп. наставнических пар/групп 1 2.Разработка персонализированных программ наставничества для каждой пары/группы. 3.Организация психолого педагогической поддержки сопровождения наставляемых, не сформировавших пару или группу (при необходимости), продолжение поиска наставника/наставников. Завершение 1.Проведение персонализированных мониторинга качества программ реализации наставничества персонализированных программ наставничества (анкетирование); 2.Проведение школьной конференции или семинара. 3.Проведение итогового мероприятия (круглого стола) по выявлению лучших практик наставничества; пополнение методической копилки педагогических практик наставничества. Информационная Освещение мероприятий поддержка системы дорожной карты наставничества осуществляется на всех этапах на сайте образовательной организации и социальных сетях, по возможности на муниципальном и региональном уровнях.