7 1!1униципальное автономное до!школьное образовательное учре}!(дение <<,(етский сад лъ 4> РАссмотРвно гогичеокого !{а заседании пед€ протокол ]\! 1 от 30.08.202з к,{етский сад ]\! оовета 4> г. пРогРАммА <<|' оБРАзовАния дополнитшльного 2, 3, 41 5...здесь т}1ь| учимся читать)> ш Ёаправленность : естественнонау{н€ Форма услуги: кру)кок Бозраст детей: 67 лет рок ре€|.]тизации: 1 год € Авторсоставитель: воспитатель вьтстшей квалификационной категории Р1алтотина |{.Б. Березники,202з СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Содержание программы 5 3. Структура программы 6 4. Календарно-тематическое планирование 9 5. Материально-техническое обеспечение программы 11 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта. Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость мелкой моторики и слабое речевое развитие. Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. Так, например, Л.И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков». Педагогов волнуют вопросы, как обучать без принуждения, как у детей развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. А.С. Макаренко писал, и американский учёный психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5-8 летнего возраста (до 70%). Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы». 3 Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка – мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы дополнительного образования, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с детьми подготовительной к школе группы позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. Цель: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Задачи: 1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности. 2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь. 3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени. Программа подготовки детей к школе идет по следующим направлениям: 1. Развитие внимания и памяти. 2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи. 3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по обучению грамоте. 4. Развитие умственных способностей. 5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, действовать совместно с другими). 6. Развитие волевой готовности ребенка. Принципы: − учет индивидуальных особенностей и возможностей детей; − системность и плановость; − уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; − занимательность, непринужденность, игровой характер процесса; − развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления; − контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам; − вариативность содержания и форм проведения занятий; − наглядность. 4 Подготовка детей подготовительной к школе группы к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Данная программа рекомендована Министерством образования России. В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностноориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. Содержание, предложенное для подготовки к обучению в школе программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель – подготовить дошкольника к любой системе школьного образования. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание деятельности с детьми опирается на программные требования: 1. Ознакомление с окружающим миром: − Расширять представления детей о родной стране, области, городе, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения, учащихся в ней детей. − Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации. − Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране. − Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т.д.) 2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: − Активизировать, расширять и уточнять словарь детей. − Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т.д.), отрабатывать дикцию. − Учить делить слова на слоги. − Дать первоначальные представления о предложении. − Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста. 5 − Совершенствовать умение составлять рассказы. 3. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук. − Штриховка. − Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные. − Рисование. − Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Данная программа состоит из двух разделов: 1. Речевое развитие 2. Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев Раздел «Речевое развитие» состоит из программы «От слова к букве». Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Содержание направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции, тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Программа раздела. Речевое развитие «От слова к букве» (автор - Н.А. Федосова) помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: − создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; − практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; − формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, 6 расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в начальной школе. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др. В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят: − развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.); − чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок; − беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства – эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии); − разучивание наизусть и выразительное чтение. При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности. Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек. Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это 7 отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения. Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Режим. Занятия проходят два раза в неделю для детей 6-7 летнего возраста, воспитанников подготовительных групп. Подготовка детей к школе начинается с октября и длится до конца апреля. Занятия проводятся с группой детей. Продолжительность 30 минут. Форма проведения: Игровая деятельность практического характера. Прогнозируемые результаты и формы контроля. В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок научится: − выделять из слов звуки; − находить слова с определённым звуком; − определять место звука в слове; − соблюдать орфоэпические нормы произношения; − составлять предложения на заданную тему, по опорным словам; − составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок; − пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию; − ориентироваться на странице тетради; − писать основные элементы букв; − рисовать узоры и различные элементы 8 − − − − − − отчётливо и ясно произносить слова. ориентироваться на листе клетчатой бумаги; распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе; перечислять в правильной последовательности времена года и суток; называть основные признаки времён года читать короткие слова, тексты. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Обучение грамоте. Подготовка к письму» № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Сроки, темы Октябрь Правила поведения в школе. Приметы осени. Знакомство с гигиеническими правилами письма, ориентация в пространстве листа. Путешествие в мир игрушек. Отгадывание загадок. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Заучивание наизусть стихов А. Барто. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Пальчиковая гимнастика. Обведение предметов по контуру. Устная речь. Предложение. Слово. Животные леса. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний?» Составление рассказа – описания по картинке (о белочке). Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Обведение предметов по контуру. Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах. Путешествие в деревню. Домашние животные отгадывание загадок. Игра «Кто лишний». Игра «Большие и маленькие». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Обведение предметов по контуру в рабочей строке. Гласные и согласные звуки. Гласный звук [а]. Буква А, а. Домашние животные. Составление рассказа – описания по картинке одного из животных. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Графические упражнения. Пальчиковая гимнастика Гласный звук [а]. Буква А, а. Обучение рассказыванию. В саду и огороде. Отгадывание загадок. Игра «Что лишнее?» Составление рассказа по картинке «Сбор урожая». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Графические упражнения. Штриховка Буква Б, б. Звуки [б], [б,]. Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки. Графические упражнения. Пальчиковая гимнастика Буква В, в. Звуки [в], [в,]. Гуляем по зоопарку. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний?» Игра «Кто где живет?» Составление рассказа – описания животного по картинке. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Графические упражнения. Штриховка Ноябрь Буквы Г, г. Звуки [г], [г,] Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги. Работа в тетради. Графические упражнения. Пальчиковая гимнастика Буквы Д, д. Звуки [д], [д,] Моя семья. Составление рассказа о своей семье. Игра «Говори наоборот». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Графические упражнения. Буквы Д, д. Звуки [д], [д,] Кто кем работает. Профессии людей. Отгадывание загадок. Составление рассказа о профессиях родителей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Обведение по контуру, штриховка. Буквы Е, е. Слияния изученных согласных с е. Времена года. Разучивание стихов. Работа в тетради. Графические упражнения. Штриховка. Буквы Е, е. Слияния изученных согласных с е. В магазине. Отгадывание загадок. Составление рассказа «За покупками». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Обведение по контуру, штриховка. Буквы Ё, ё. Слияния изученных согласных с ё. Инструменты. Отгадывание загадок. Игра «Назови одним словом». Составление рассказа по картинке «Строим кормушку». Пальчиковая гимнастика Буквы Ё, ё. Слияния изученных согласных с ё. Что за чудо – машины? Транспорт. Игра «Закончи предложение». Составление рассказа о различных видах транспорта. Дата Дата 9 16 17 18 19 20 21 22 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Обведение по контуру, штриховка. Буквы Ж, ж. Звук [ж]. Не играй на мостовой! Знакомство с правилами дорожного движения. Игра «Бывает – не бывает». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Обведение по контуру, штриховка. Декабрь Буквы З, з. Звуки [з], [з,]. Чтение слогов. Путешествие в цирк. Отгадывание загадок. Составление рассказа по картинке «В цирке». Игра «Кем был?» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Обведение по контуру, штриховка. Буквы И, и. Гласный звук [и]. Времена года. Различие времен года. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Обведение по контуру, штриховка. Буква Й. Звук [й]. Речь состоит из предложений. Предложение состоит из слов. Начало предложения (обозначение в виде схемы). Игра «Закончи предложение». Пальчиковая гимнастика (обведение предмета по контуру, штриховка; написание короткой и длинной наклонной палочки). Буквы К. к. Звуки [к], [к,]. Деление слов на слоги. Игра «Почтальон». Составление рассказа по картинке «Маленькая учительница». Пальчиковая гимнастика (штриховка; написание короткой палочки с закруглением внизу) Буквы К. к. Звуки [к], [к,]. Составление слов из слогов. Игра «Дополни слог до слова». Составление сказки по сюжетным картинкам «Заяц – хвастун». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов; написание короткой палочки с закруглением вверху). Обобщение знаний об изученных буквах и звуках. Чтение слогов. Ознакомление со звуковой стороной слова. История Нового года. Разучивание стихотворений. Работа в тетради (штриховка предметов; написание длинной палочки с закруглением вверху). Буквы Л, л. Звуки [л], [л,]. Сочиняем сказку (по началу). Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов; написание длинной палочки с закруглением вверху). Буквы М, м. Звуки [м], [м,]. Учимся слышать и различать звуки. Игра «Том и Тим». Викторина «Кто больше». Составление рассказа по сюжетным картинкам «Скоро в школу». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов). Январь Буквы М, м. Звуки [м], [м,]. Игра «К кому пойти в гости». Составление рассказа по картинке «Маленький фотограф». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов; написание длинной палочки с закруглением внизу). Буквы Н, н. Звуки [н], [н,]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру Буквы Н, н. Звуки [н], [н,]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов). Буквы О, о. Гласный звук [о]. Чтение слогов. Составление рассказа по картинке «дорога домой». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов; написание длинной палочки с закруглением внизу). Буквы П, п. Звуки [п], [п,]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов). Буквы П, п. Звуки [п], [п,]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов). Февраль Буквы Р, р. Звуки [р], [р,]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Правила дорожного движения. Азбука пешехода. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру). Буквы С, с. Звуки [с], [с,]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Буквы Т. т. Звуки [т], [т,]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Буквы У, у. Гласный звук [у]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Буквы Ф, ф. Звуки [ф], [ф,]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, Дата Дата Дата 10 выполнение элементов по образцу). 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 − − − − − Март Буквы Х,х. Звуки [х], [х,]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Буквы Ц, ц. Звук [ц]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Буквы Ч, ч. Звук [ч,]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Буквы Ш, ш. Звук [ш]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Овощи и фрукты. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Буквы Щ, щ. Звук [щ,]. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Составление вопросительных предложений. Словесно-логическая игра «Угадай предмет по описанию». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Обобщение знаний об изученных буквах и звуках. Чтение слогов. Разучивание стихотворений. Работа в тетради (штриховка предметов; написание длинной палочки с закруглением вверху). Апрель Буквы Ъ, Ь (смягчающий и разделительный) знаки. Их роль в слове. Чтение открытых и закрытых слогов. Животные домашние и дикие, их различия. Чтение открытых и закрытых слогов. Составление предложений по картинке «Семья». Пословицы о семье. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Чтение открытых и закрытых слогов Составление рассказа по картинке «В саду». Цепочки из слов. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Чтение открытых и закрытых слогов. Неживая и живая природа. Природа и человек. Бережное отношение к природе. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Чтение открытых и закрытых слогов. Время суток. Режим дня. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Звери, птицы, рыбы, насекомые. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Колобок». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Лиса и Журавль». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов, обведение предмета по контуру, выполнение элементов по образцу). Дата Дата МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Средства, необходимые для реализации программы: тематическое планирование; рабочие тетради; прописи; наглядные пособия; ИКТ 11 Сведения об обеспеченности методической литературой № п/п Наименование Подготовка к письму Развитие речи Развитие речи Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы. «От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет» В 2ч. Н.А. Федосова. М.: Просвещение, 2016 «От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет» В 2ч. Н.А. Федосова. М.: Просвещение, 2016 «Занимательное азбуковедение» Волина В.В. М.: Просвещение, 1991 г. У детей: − пенал, простой карандаш, линейка 15 см, − цветные карандаши, − тетрадь в клетку, − рабочая тетрадь «Азбука письма», М.М. Безруких. 12