1!\ãÝØæØßÐÛìÝÞÕ ÐÒâÞÝÞÜÝÞÕ ÔÞ!èÚÞÛìÝÞÕ ÞÑàÐ×ÞÒÐâÕÛìÝÞÕ ãçàÕå(ÔÕÝØÕ <1,\ÕâáÚØÙ áÐÔ Ûì 4> #/;ÜØì $ . À°ááÜÞâÀÒÝÞ |Ð ßÕÔ€ ÓÞÓØ!}ÕÞÚÞÓÞ ×ÐÞÕÔÐÝØØ ßàÞâÞÚÞÛ ç\à Ø áâÔ {*+! Ø4 .$\ì!ì\!ÞÕ ä51 9 áÞÒÕâÐ . 1 Þâ 30.08.2023 Ó. ßÀÞÓÀ°ÜÜ° <,|ÕâÞÚØÙ ÞÐÔ ^$: 4> ÙÐÛÚÞÒÐ #!/,,/?218"_ ÔÞßÞÛÝØâÒÛìÝÞÓÞ (}èÚÞÛ° Üïç°> Þ±À°×ÞÒ°ÝØï |ÐßàÐÒÛÕÝÝÞáâì : äØ×ÚãÛìâãàÝÞáßÞàâØÒÝ€ è! ÄÞàÜÐ ãáÛãÓØ: ÚàãÖÞÚ ±Þ×àÐáâ ÔÕâÕÙ: 57 ÛÕâ àÞÚ àÕÐ^}Ø×ÐæØØ: 1 ÓÞÔ € °ÒâÞàáÞáâÐÒØâÕÛì: ØÝáéãÚâÞà ßÞ äØ×ØÝÕÞÚÞÙ ÚãÛìâãàÕ ßÕàÒÞÙ ÚÒÐÛØäØÚÐæØÞÝÝÞÙ ÚÐâÕÓÞàØØ 9ÕáÝÞÚÞÒÐ Ù.Ä. ±ÕàÕ×ÝØÚØ,2023 Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Особенности реализации программы 3 3. Задачи для детей 5-6лет 5 4. Задачи для детей 6-7 лет 6 5. Последовательность обучения 6 6. Календарно-тематическое планирование 7 7. Мониторинг освоения детьми программного материала 11 8. Уровни усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом 12 9. Материально-техническое обеспечение 13 10. Список используемой литературы 13 2 1. Пояснительная записка Программа разработана на основе дополнительной образовательной программы «Физическая культура дошкольникам» Л.Д.Глазырина. Цель. Сформировать потребность в движении, развивать физические качества, двигательные умения и навыки у детей 5-7 лет через обучение элементам баскетбола. Задачи. - формировать навыки и умения владения мячом; - обучать детей элементам игры в баскетбол; - развивать физические качества: ловкость, силу, выносливость, глазомер; - способствовать совершенствованию двигательной реакции дошкольников; - способствовать совершенствованию точности воспроизведения движений во времени и пространстве; - воспитывать нравственно-волевые качества: выдержку, быстроту принятия решения, умение действовать в команде; - воспитывать положительное, эмоциональное отношение к занятиям физическими упражнениями. Ожидаемые результаты: - сформированность навыков и умений владения мячом; - овладение элементами игры в баскетбол; - развитие физических качеств: ловкости, силы, выносливости; - сформированность коммуникативных навыков в коллективных играх; - положительное, эмоциональное отношение к занятиям физическими упражнениями. 2. Особенности реализации программы Программа представляет собой систему, позволяющую научить ребенка свободно владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях, развитие скоростных качеств, преодоление контакта с противником и создание условий для завершающего броска по кольцу. Программа предусматривает как индивидуальное умение владения с мячом, так и действие в микрокомандах – парами, тройками, пятерками. Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала в определенной последовательности. Повторяемость занятий позволяет закреплять умения и навыки. Принципы программы: - принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия; придумывает комбинации движений, их варианты, организовывает знакомые игры и придумывает свои. - принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества. 3 - принцип систематичности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности - принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамически стереотипы. Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений. Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий. - принцип наглядности предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность. Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия. Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности. При разучивании новых движений принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа (непосредственной зрительной наглядности). Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем. - принцип доступности и индивидуализации. Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагогов определения меры доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выполнении определенного упражнения. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые постепенно усложняются в различных формах двигательной деятельности, а также при распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упражнений способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков. - принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей детей. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. - принцип непрерывности – выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важнейших принципов, 4 обеспечивающих последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Принцип непрерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесс. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу. - принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка. Подбор физических упражнений для ребенка направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально- положительного состояния, жизнерадостности. Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом. Содержание программы кружка «Баскетбол» (Школа мяча) Количество занятий –1 занятие в неделю, 32 занятия в учебный год (с сентября по май). Длительность занятия для детей старшего до школьного возраста 25-30 минут. Место проведения – спортивный зал ДОУ. Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом. Методы, используемые на занятиях: - словесные (объяснение упражнения, указание, распоряжение и команда, рассказ, беседа); - наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование наглядных пособий); - практические (упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь, соревнования). 3. Задачи для детей 5-6 лет 1. Формировать двигательную деятельность детей, знакомя их с разнообразными действиями с мячом. 2. Воспитывать положительное, эмоциональное отношение к занятиям физическими упражнениями. 3. Учить броску и ловле мяча, передаче мяча в разных направлениях. 4. Учить введению мяча мягкими и плавными движениями, осуществлять отбивание мяча об пол, стоя на месте, с продвижением вперед. 5. Учить передачам мяча из рук в руки, стоя в кругу, в шеренгах, в колоннах, сидя на 5 Гимнастических скамейках. 6. Учить бросать мяч в баскетбольную корзину, перебрасывать мяч через сетку 7. Развивать силовые качества при упражнениях с мячом. 8. Учить бросать набивной мяч из-за головы, снизу, из разных исходных положений 9. Формировать у детей уверенность в себе и своих возможностях, поощрять игры в коллективе. 4. Задачи для детей 6-7 лет 1. Дать детям представление о сущности игры в баскетбол, ее правилах (ведение мяча двумя и одной рукой, передача мяча в статическом положении и при движении, броски в щит и корзину и т.д.) 2. Изучить основные элементы игры в баскетбол: формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации. 3. Формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с ним. 4. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила. 5. Развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры. 6. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях. 5. Последовательность обучения Обучение технике передачи - ловли мяча Упражнения, подготавливающие ведению мяча к Упражнения и игры, подготавливающие к броску мяча в корзину Упражнения и игры с передачей мяча Упражнения и игры с ведением мяча Упражнения Бросаем мяч вверх и ловим его двумя руками (одной) Бросаем мяч вниз и ловим двумя руками (одной) Перебрасываем мяч вверх, вниз чередуя руки Бросаем мяч вверх с ударом вниз об пол, ловим двумя руками Бросаем мяч вверх, с хлопком перед собой и ловим Бросаем мяч вверх, с хлопком за спиной и ловим Ударяем мяч об пол с поворотом кругом и ловим Бросаем мяч из-за головы двумя руками вдаль Передаем мяч по кругу вправо, влево Подбрасываем мяч при ходьбе, ловим его двумя руками Ударяем мяч об пол одной рукой и ловим его двумя руками Отбиваем мяч на месте правой (левой) рукой Ведем мяч правой (левой) рукой в разных направлениях Чередуем подбрасывания мяча с ударами об пол Ведем мяч, ударяя ладонью по нему Перебрасываем мяч через веревку, натянутую выше головы ребенка Бросаем мяч в обруч, расположенный на полу, снизу, сверху и из-за головы Бросаем мяч в вертикальную цель Бросаем мяч двумя руками друг другу снизу Бросаем мяч двумя руками от груди друг другу Бросаем мяч двумя руками друг другу от груди при движении парами Отбиваем мяч руками, стоя на месте Отбиваем мяч рукой, ведя вокруг себя 6 Упражнения и игры с бросками мяча в корзину Отбиваем мяч, продвигаясь шагом Бросаем мяч в корзину (поставленную на пол) удобным для детей способом Бросаем мяч в цель двумя руками от груди с места Бросаем мяч в корзину двумя руками Бросаем мяч в корзину от плеча 6. Календарно-тематическое планирование № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Задачи Приемы Сентябрь Первоначальное обучение действиям. Упражнения передачи, ловли мяч Игры: «Домики без мяча», Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать свои действия с товарищами, воспитывать «Мяч водящему», «Поймай мяч» стремление помогать друг - другу Игры: «Домики без Учить детей передавать мяч двумя руками от груди и мяча», «Поймай мяч», ловить его, развивать умения согласовывать свои «Удержи не урони», действия с действиями товарищей «Десять передач» Учить детей передавать, ловить мяч, развивать Подвижные игры: «За ориентировку на площадке, воспитывать уважение к мячом», «Вызов по товарищу по игре имени», «Домики без мяча» Учить детей передавать, ловить мяч, согласовывать свои Подвижные игры «Играй, действия с действиями других игроков, воспитывать играй, мяч не теряй», «Мяч уважение к товарищу по игре по кругу», «Домики без мяча» Октябрь Углубленное разучивание действий. Упражнения в ведении мяча Учить детей в бросании мяча вверх и ловля его двумя Игры «1,2,3, лови!», (одной) руками «Подбрось еще выше» «Домики в различных вариациях» Учить ведению мяча на месте и в движении, приучать Игры: «Мотоциклисты», детей видеть площадку «Вызов номеров», «Проведи не урони», «Домики» Учить вести мяч. Быстро реагировать на сигналы, Игры «За мячом», «Ведение воспитывать ответственность перед командой мяча», «Домики» Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и Игры «Ловец с мячом», левой рукой в движении, меняя направление и «Мяч ведущему», «Домики в скорость передвижения; воспитывать ответственность различных вариациях» перед командой Ноябрь Совершенствование навыков. Упражнения удар мяча об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его Учить детей ударять мяч об пол с хлопком в ладоши, Игры: «Вызов по имени», поворотом кругом и ловле «Подвижная цель», «Мяч водящему», «Домики в различных вариациях» Учить передачам мяча от груди двумя руками в стенку Игры: «Кого меньше мячей», «Перебрось через сетку», «Мяч водящему» «Домики в различных вариациях» Учить в ходьбе с подбрасыванием мяча и ловлей его Игры: «Мяч в воздухе», двумя руками. «Передал - садись», «Поймай мяч». Часы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Закреплять передачу мяча по кругу, вправо, влево (произвольным способом) Игры: «Перестрелка», «У кого меньше мячей», «Домики в различных вариациях» Декабрь Первоначальное обучение. Упражнения, подготавливающие к ведению мяча Закреплять умение ведения мячом об пол одной рукой и Игры «1,2,3, лови!», «Подбрось еще выше», ловля его двумя руками из положения стоя «Домики в различных вариациях» Учить ведению мяча одной рукой и ловля его двумя Игры: «Домики в различных вариациях», «Вызов руками при ходьбе номеров», «Проведи не урони» Развивать умение ударять мячом об пол правой рукой и Игры «За мячом», «Ведение ловля левой рукой и наоборот мяча», «Домики в различных Совершенствовать ведение мяча на месте и в движении, Игры «Ловец с мячом», приучать детей видеть площадку «Мяч ведущему» Январь Углубленное разучивание. Упражнения, подготавливающие к ведению мяча Упражнять отбивать правой (левой) рукой мяч на месте Игры «За мячом», «Ведение мяча», «Домики в различных вариациях» Закреплять ведение правой (левой) рукой мяча на месте Игры «Ловец с мячом», «Мяч ведущему» Упражнять в ведении мяча на месте правой (левой) Игры: «Вызов по имени», рукой с последующей передачей мяча двумя руками «Домики в различных (произвольным способом) вариациях», «Подвижная цель», «Мяч водящему» Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и Игры: «Мотоциклисты», левой рукой бегом, меняя направление и скорость «Вызов номеров», «Проведи передвижения; воспитывать ответственность перед не урони», «Домики в командой различных вариациях» Февраль Совершенствование. Упражнения, подготавливающие к ведению мяча Совершенствовать умения детей в бросании мяча вверх Игры: «Вызовы по и ловля его двумя (одной) руками номерам», «Ведение мяча парами», «Ловец с мячом», «Домики в различных вариациях» Совершенствовать ведение мяча на месте правой (левой) «Эстафета с ведением рукой мяча», «Домики в различных вариациях» Совершенствовать ведение мяча на месте и в движении, Подвижные игры: «За приучать детей видеть площадку мячом», «Вызов по имени» Совершенствовать ведение мяча на месте правой (левой) Подвижные игры «Играй, рукой с последующей передачей мяча двумя руками играй, мяч не теряй», «Мяч (произвольным способом) по кругу», «Домики в различных вариациях» Март Первоначальное обучение. Упражнения и игры с бросками мяча в корзину Учить детей бросать мяч в корзину от груди Игры: «Пять бросков», «Чья команда больше», «Домики в различных вариациях» Бросок в корзину двумя руками от груди с места, после Игры: «Кто больше ведения забросит», «Метко в цель», 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 «Домики в различных вариациях» Игры: «Пять бросков», «Чья команда больше», «Домики в различных вариациях» Игры: «У кого меньше мячей», «Мяч в корзину». 27 Учить бросать мяч в цель (высота 1,5м) двумя руками от груди с места 28 Учить бросать мяч в корзину, согласовывая свои действия с действиями товарищей по игре Апрель Углубленное разучивание. Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину Игры: «Пять бросков», Учить броску с места баскетбольный щит (размер 120Х90см), установленный на разной высоте «Чья команда больше», «Домики в различных (совершенствование) вариациях» Бросок после ведения (совершенствование) Игры «Метко в корзину», «Чья команда больше», «Домики в различных вариациях» Бросок в корзину двумя руками от груди с места Игры: «Пять бросков», (совершенствование) «Чья команда больше», «Домики в различных вариациях» Учить бросать мяч в цель (высота 1,5м) двумя руками от Игры: «Кто больше груди с места (совершенствование) забросит», «Метко в цель» Май Совершенствование разученных навыков Сочетание действий: ловли – бросков мяча, ведения – Игры: «Бросание мяча в бросков мяча, ловли – ведения мяча, ведения – передачи парах», «Метко в корзину»; игра в баскетбол по упрощенным правилам Совершенствовать использовать изученные приемы. Игры: «Мяч ловцу», «Мяч Сочетать свои действия с действиями игроков команды. капитану»; игра в баскетбол Воспитывать ответственность перед командой по упрощенным правилам Закреплять умения применять в игре разнообразные Игры: «Мяч ловцу», «Мяч движения с мячом, согласовывать свои действия с капитану»; игра в баскетбол действиями партнера, воспитывать чувство по упрощенным правилам ответственности перед командой Закреплять умения применять в игре разнообразные Игра в баскетбол по движения с мячом, согласовывать свои действия с упрощенным правилам действиями партнера, воспитывать чувство ответственности перед командой 29 30 31 32 33 34 35 36 ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36 Игры с мячом: Эстафета. Играют две – три команды, которые выстраиваются в колонны по одному у лицевой линии. Перед каждой колонной расставляются 4–5 стоек на расстоянии 1,5-2 м. По сигналу учителя дети, стоящие первыми начинают бег с ведением мяча, обегая стойки змейкой. Обегают последнюю стойку, возвращаются назад, передают мяч, а сами встают в конец колонны. Команда, игроки которой первыми выполнили упражнение, выигрывает. Передал – садись! Играющих выстраивают в две – три колонны. Перед ними на расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча) первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают 9 положение упора присев. Затем следует передачи вторым игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх – и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает. Быстрая передача. Играющие в парах. Расстояние между учениками 4-5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 10 (15,20) передач, выигрывает. Бросай–беги. Играющие стоят в двух разомкнутых на 3–4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая на второй-первый. Первые номера – одна команда, вторые – другая команда. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший, передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т.д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т.е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми вернуться на свои места. Мяч среднему. Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с баскетбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно. Эстафета с ведением мяча. Играющие в двух – трех колоннах выстраиваются параллельно у лицевой линии. По сигналу первые ведут мяч до отмеченного места, останавливаются, бросают мяч в стену и ловят (вращают его вокруг себя; переводят с ведением мяч под ногой; и т.д.) С ведением возвращаются в конец колонны и прокатывают мяч первому под ногами всех участников. Следующие все повторяют. Команда, закончившая первой, побеждает. Борьба за мяч. Играют две команды на баскетбольной площадке. Учитель в центре подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются отбить его одному из своих игроков. Овладев мячом, игроки передают мяч друг другу (можно с ведением), а игроки противоположной команды пытаются овладеть мячом. Команда, сделавшая 10 передач подряд, получает очко. После этого игру начинают с центра. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает. Колесо. Играющие стоят в колоннах по три, расставленных лучами по окружности лицом от центра. У первых игроков по мячу. По свистку первые игроки бегут с ведение мяча по кругу, обегая колонны (в одном заданном направлении). Добегая до своей колонны, передают мяч из рук в руки первому, а сами встают в конец колонны. И так до тех пор, пока первый вновь не становится в начале. Выигрывает команда, выполнившая задание первой. Гонка мячей по шеренгам. Две команды выстраиваются шеренгами. У первых игроков по мячу. По сигналу мяч передается стоящему рядом, тот следующему и так до последнего, который в том же порядке передает его назад. Передачи следуют обусловленным способом. Количество игроков в шеренгах одинаково. Выигрывает команда, закончившая передачи первой. 10 Вызов номеров. Две равные команды встают за лицевой линией с обеих сторон щита. Рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за игроками на все время игры. Перед каждой командой ставится мяч. Тренер называет номер игрока, например, три. Оба третьих номера выбегают вперед, берут мяч и ведут его до стоек, обводя их, и возвращаются назад, поставив мяч на прежнее место. Затем вызываются другие номера. За каждого игрока, пришедшего первым, команда получает очко. За пять минут нужно набрать большее количество очков. Эстафета с ведением мяча и броском в корзину. Две команды за чертой в колоннах. Сигнал – первые игроки ведут мяч до щита, бросают в корзину, в случае промаха подбирают мяч и бросают снова до попадания, затем с ведением возвращаются в колонну назад. Передав мяч следующему, стать в конец колонны. При проведении эстафеты второй раз команды меняются местами. Мяч своему. Две команды по 6-7 игроков. Один из игроков становится в круг (диаметр 2 м) – ловящий. Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные располагаются произвольно. После розыгрыша в центре завладевшие мячом, передавая мяч друг другу, стараются подвести его к кругу, передать своему ловящему. Выигрывает команда, ловящий которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5 - 10 минут). Игра по баскетбольным правилам. Баскетбольные салочки. Одна команда, владея мячом, водя его и передавая друг другу, старается осалить мячом игроков другой команды. Салить можно, только не выпуская мяч из рук. Пробежки не допускаются. Осаленные садятся на скамейку. Затем команды меняются ролями. Играют оговоренное время, выигрывает команда, осалившая большее число соперников; если играют до осаливания всех игроков убегающей команды, то выигрывает команда, справившаяся с задачей быстрее. Салки с передачей мяча водящему. У всех играющих по баскетбольному мячу. Они перемещаются по площадке, убегая от водящих, и выполняют ведение мяча. Водящих в начале игры двое, у них один баскетбольный мяч. По сигналу учителя водящие, передавая мяч друг другу, перемещаются по площадке и стараются осалить играющих. Салить можно только касанием мяча, который держит в руках любой из водящих. Осаленный игрок кладет свой мяч на площадку и присоединяется к водящим, таким образом, в ходе игры число водящих все время увеличивается, а число убегающих уменьшается. 7. Мониторинг освоения детьми программного материала Оценка результативности программы проводится по методике Ноткиной Н.А. Способы проверки знаний, умений и навыков детей: Задание Передача мяча двумя руками в парах, стоя на месте Передача мяча двумя руками в парах с отскоком о землю Условия Высокий уровень Средний уровень выполнения 3балла 2 балла I блок: упражнения с передачей мяча Низкий уровень 1балл Расстояние 2, 3-5м 8-10 раз 3-7 раз 0-2 раза 3-4 м 8-10 раз 3-7 раз 0-2 раза 11 Передача мяча двумя 10 м руками в парах, (не уронить 8-10 м передвигаясь вперёд мяч) боковым галопом II блок: упражнения с ведением мяча Ведение мяча на месте Более 10 10 с двумя руками раз Ведение мяча правой и Время не Более 10 левой рукой вокруг себя ограничено раз Расстояние Ведение мяча правой и левой рукой, 10 м 10 м (не потерять шагом продвигаясь мяч) вперёд III блок: упражнения с бросками мяча в корзину Бросок мяча в корзину, 10 бросков, расстояние до 8-10 раз поставленную на пол, корзины 2 м способом от груди Бросок мяча в кольцо, 5 бросков, стоя на месте, двумя расстояние до 4-5 раз руками, способом из-за кольца 2,5-3 м головы Бросок мяча в кольцо 3 броска, после ведения с 3 раза ведение – 5 м фиксации остановки Сумма балов 27 5-7 м 1-2 м 5-7 раз 1-2 раза 5-7 раз 1-2 раза 5м 1-2 м 3-7 раз 0-2 раз 2-3 раза 0-1раз 1-2 раза 0 18 9 Высокий уровень – от 19 до 27 баллов, ребёнок освоил все элементы владения мячом, выполняет уверенно, свободно, в хорошем темпе. Средний уровень – от 10 до 18 баллов, ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но допускает незначительные ошибки. Низкий уровень – от 0 до 9 баллов, ребёнок допускает много ошибок, слабо координирован, глазомер слабо развит. 8. Уровни усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом Группа старшего дошкольного возраста 5-6 лет: Высокий уровень. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумывать новые варианты действий с мячом. Средний уровень. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе. Низкий уровень Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом. Группа старшего дошкольного возраста 6-7 лет: Высокий уровень. 12 Уверенно, точно, технически правильно, результативно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Правильно оценивает движения с мячом других детей. Проявляет элементы творчества работе с мячом. Самостоятельно составляет простые варианты упражнений с мячом. Средний уровень. Технически правильно, результативно выполняет большинство упражнений с мячом, проявляет усилия, активность и интерес. Правильно оценивает движения сверстников с мячом, упорен в достижении своей цели. Может придумывать и выполнять несложные действия с мячом. Низкий уровень. Допускает ошибки в основных упражнениях с мячом. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке. 9. Материально-техническое обеспечение Помещение для занятий: 1. Спортивный зал. 2. Оборудование: - корзина для хранения мячей; - баскетбольные кольца; - мячи баскетбольные; - насос для мячей; - скакалки; - свисток; - накидки. 10. Список используемой литературы 1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М.,1983. 2. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992. 3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М.,1981. 4. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М., 1981. 5. Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!»: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М.,2004. 6. Волошина Л.М., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. М.,2004. 7. Данчева Р., Ганева М., Живкова К. Спортивно-подготовительные упражнения и игры в детских садах. София,1985. 8. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.,1989. 9. Маврудиева Н. Подвижные игры как средство развития двигательных качеств и оформления специфических умений в обучении по минибаскетболу. Син.,2002. 10. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб,199 13