Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)" (по состоянию на 15.09.2016) (подготовлен Минтрудом России) Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 11.04.2017 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 Аннотация к документу В целях реализации положений ст. 195.1 Трудового кодекса РФ впервые утверждается профессиональный стандарт педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога). Стандартом определяются: - основная цель вида профессиональной деятельности; - описание трудовых функций, которые содержит профессиональный стандарт (функциональная карта вида трудовой деятельности); - характеристика обобщенных трудовых функций. По каждой трудовой функции закрепляются показатели уровней квалификации, характер умений и знаний, требуемых для ее осуществления. Даты проведения общественного обсуждения: 15.09.2016 - 29.09.2016. Адрес электронной почты для приема заключений: zajjcevta@rosmintrud.ru. Почтовый адрес для приема заключений: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21. Проект МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от "__" ________ г. N ___ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ (УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, СУРДОПЕДАГОГ, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ, ТИФЛОПЕДАГОГ)" В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю: Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)". Министр М.А.ТОПИЛИН Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ______ г. N ___ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ (УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, СУРДОПЕДАГОГ, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ, ТИФЛОПЕДАГОГ)" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ (УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, СУРДОПЕДАГОГ, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ, ТИФЛОПЕДАГОГ)" Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 1 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 деятельности, трудовых функций В настоящее время в Российской Федерации сформулирован и реализуется комплекс задач, направленных на развитие образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся детей-инвалидов. Согласно декларации о правах инвалидов они имеют право на удовлетворительную жизнь, а также на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания которые позволят им максимально проявить свои возможности, способности и ускорят процесс их социальной интеграции. Приоритетные направления государственной политики в области развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Среди мер, направленных на повышение качества образования, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", обозначено законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на включение в существующую образовательную среду, нормативное урегулирование деятельности по воспитанию и социализации детей, обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи, обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получивших профессиональное образование, создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с внедрением их в среду здоровых сверстников. Современная ситуация в мире характеризуется тенденцией к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих специальные образовательные потребности и нуждающихся в специальных условиях получения образования. На начало 2011 года в России состояли на учете 544,8 тыс. детей-инвалидов. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по состоянию на 1 января 2015 года количество детей-инвалидов составило 604 850 человек. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2014 г. в общеобразовательных организациях доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составила 3,2%, детей-инвалидов 1,7% от общей численности обучающихся. С учетом того, что общий контингент общеобразовательных организаций (без детей дошкольного возраста) составил 14 091 600 обучающихся, 450 931,6 - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья / 239 557,2 обучающиеся дети-инвалиды. Из общей численности студентов, обучающихся в 2014 г. по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, численность студентов с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и детей-инвалидов составила 25 200 человек. Реформирование системы образования предполагает наличие вариативных форм получения дошкольного, школьного и профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья разного возраста с различными недостатками в развитии в образовательных организациях разных типов и уровней: специальных и инклюзивных группах дошкольных образовательных организаций, обычных и специальных классах общеобразовательных организаций, в специальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; а также в форме семейного образования, с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. КонсультантПлюс: примечание. В источнике, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту имеется в виду письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей", а не приказ. Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В статье 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" говорится о том, что: органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 2 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 В международной практике различаются две позиции, относительно специалиста, занимающегося обучением, воспитанием и преодолением имеющихся нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья: 1. В России, Белоруссии, Казахстане, Украине, Германии, Австрии, Венгрии, Болгарии и других странах Восточной Европы (за исключением стран Балтии) специальный педагог (учитель-дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог), включая учителя-логопеда - должность педагогическая, а логопедия является разделом специальной педагогики и логопедические организации являются частью системы образования. Во взрослом возрасте логопедическая помощь оказывается в организациях здравоохранения. 2. В большинстве стран Западной Европы и Америки: специальный педагог - должность педагогическая, а логопед - параклиник, парамедицинский работник (логопед, аудиологопедист, ортофонист, speech-language pathologist, фониатр, speech and language therapist, фоноаудиолог). Логопед выполняет диагностику и терапию всех видов нарушений. Подобные тенденции отражены в Международной стандартной классификации занятий 2008 (МСКЗ-08) International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08): 2266. Аудиологи и специалисты по развитию и восстановлению речи (аудиолог, дефектолог, логопед, специалист по коррекции речи) в функции которых входит диагностика и преодоление имеющихся нарушений слуха и речи; 2352. Преподаватели в области специального образования (педагог в области специального образования для обучающихся, испытывающих трудности с обучением; педагог для лиц с нарушениями зрения; педагог для лиц с нарушениями слуха; педагог-дефектолог) в функции которых также входит диагностика и преодоление имеющихся нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также организация образовательного процесса, обучение и воспитания. В Советском Союзе до 1995 года подготовка специалистов для системы специального образования велась по одной специальности "Дефектология". С 1995 года в Классификаторе специальностей высшего профессионального образования в группе специальностей "Образование" были выделены как самостоятельные специальности: 031500 - Тифлопедагогика; 031600 - Сурдопедагогика; 031700 - Олигофренопедагогика; 031800 - Логопедия; 031900 - Специальная психология; 032000 - Специальная педагогика и психология (дошкольная). К каждой специальности была разработана соответствующая квалификационная характеристика. Однако в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678) до настоящего времени сохранились лишь два наименования "учитель-дефектолог" и "учитель-логопед (логопед)"; в отдельную категорию оказался выделенным только учитель-логопед, в то время как специалисты с квалификациями: "сурдопедагог", "олигофренопедагог", "тифлопедагог" были объединены под названием "учитель-дефектолог". Новые организационные формы получения образованиями лицами с ограниченными возможностями здоровья, увеличение и утяжеление контингента обучающихся, необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в организациях системы здравоохранения и социальной защиты, открытие новых типов организаций - центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, служб ранней помощи, психолого-медико-педагогических комиссий, консультативных пунктов и центров ведет к расширению круга профессиональных задач, которые решает педагог, работающий с лицами с ограниченными возможностями здоровья, что делает необходимым регламентацию деятельности педагога специального образования (педагога-дефектолога). Профессиональный стандарт педагога-дефектолога позволит осуществить упорядочение профессиональных обязанностей педагога-дефектолога с учетом их вариативности в работе с детьми разного возраста с сенсорными, двигательными, речевыми, интеллектуальными, эмоциональными и другими недостатками в развитии. Особую важность это имеет в связи с тем, что педагоги-дефектологи, работающие с детьми с разными нарушениями развития, обладают разными профессиональными компетенциями, что отражено, как в профилях подготовки бакалавров по направлению "Специальное (дефектологическое) образование: "Олигофренопедагогика", "Сурдопедагогика", "Логопедия", "Тифлопедагогика", так и в квалификационных характеристиках выпускника специалитета по специальностям (ОКСО): 050712 - Тифлопедагогика; 050713 - Сурдопедагогика; 050714 Олигофренопедагогика; 050715 - Логопедия. Еще одной проблемой является тот факт, что педагог-дефектолог в настоящее время работает не только в системе образования, но и в организациях здравоохранения и социального обеспечения. Функционал педагога-дефектолога в этих организациях не всегда четко сформулирован, нормативные требования и условия их труда отличаются от нормативов и условий в КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 3 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 образовательных организациях. Разработка профессионального стандарта педагога-дефектолога признана на государственном уровне сформулировать функциональные обязанности и профессиональные характеристики педагогов, работающих с лицами с разными недостатками в развитии в системах образования, здравоохранения и социальной защиты. Педагог-дефектолог реализует следующий вид профессиональной деятельности: педагогическая деятельность в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность педагога-дефектолога требует постоянного профессионального роста, способности к нестандартным трудовым действиям с учетом особенностей развития детей с различными отклонениями, ответственности и самостоятельности в принятии решений. С введением профессионального стандарта педагога-дефектолога, его профессиональная деятельность будет осуществляться в соответствии с регламентом, что позволит регулировать: - трудовые отношения между работником и работодателем, содержание трудового договора, порядок занятия вакантных должностей, проведение аттестации; - порядок допуска к данному виду профессиональной деятельности; - определение уровня профессиональной квалификации; - оценку качества выполнения трудовых функций педагога-дефектолога; - определение содержания подготовки педагога-дефектолога на разных уровнях профессионального образования, повышения профессиональной квалификации. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога включает перечень трудовых функций реализуемых в профессиональной деятельности: 1. Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи; 2. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи; 3. Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию; 4. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся; 5. Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию; 6. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости; 7. Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию; 8. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся. 9. Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога это мультидисциплинарный, многофункциональный документ, который может использоваться в различных применениях: - инструмент реализации стратегии специального и инклюзивного образования в современном мире; - инструмент повышения качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; - объективный измеритель квалификации педагога-дефектолога; - средство отбора педагогических кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты и др.; - основа для формирования трудового договора, фиксирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога строится с учетом: - международных норм, нормативов и регламентов; - требований Федерального законодательства, регламентирующего трудовые отношения, уровень заработной платы, трудовой стаж, пенсии; - структуры профессиональной деятельности педагога-дефектолога. Виды экономической деятельности педагога-дефектолога: образование дошкольное; образование КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 4 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 начальное общее; образование основное общее; образование среднее общее; образование профессиональное среднее; обучение профессиональное; образование дополнительное детей и взрослых. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога может применяться: - при приеме на работу в организации образования, здравоохранения, социальной защиты на должности: "Учитель-логопед (логопед)", "Учитель-дефектолог (сурдопедагог)", "Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)", "Учитель-дефектолог (тифлопедагог)"; - при проведении аттестации педагогов и педагогов-дефектологов аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти и аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - при проведении аттестации педагогов и педагогов-дефектологов аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Обоснованием внесения изменений в Номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 N 678) и включения должностей: "Учитель-логопед (логопед)", "Учитель-дефектолог (сурдопедагог)", "Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)", "Учитель-дефектолог (тифлопедагог)" служит потребность в дифференциации специалистов, осуществляющих обучение, воспитание, развитие и преодоление нарушений у детей, отнесенных Международной классификацией болезней к различным нозологическим группам (с нарушениями речи, слуха, интеллекта и зрения), что предполагает вариативность профессиональной деятельности и требований, предъявляемых к квалификации соответствующих работников, в том числе требований к профессиональному образованию. Традиции дифференцированной подготовки педагогов-дефектологов для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья различных категорий учтены в ряде нормативных документов, не утративших своей актуальности. Министерством образования Российской Федерации Письмом N 03-51-5ин/23-03 от 16.01.2002 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях" в приложении N 1 разъяснено, что учитель-дефектолог включает узкую специализацию: логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог. Там же указано, что детям с нарушениями слуха необходима помощь сурдопедагога, с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушением интеллекта олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", зарегистрирован в Минюсте РФ 23 октября 2013 г., регистрационный N 30242, в п. 4 определяет состав психолого-медико-педагогической комиссии, в которую входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 г. N 1598, зарегистрированном в Минюсте 3 февраля 2015 г., N 35847, в Приложении N 1 "Требования к АООП НОО для глухих обучающихся" и в Приложении N 2 "Требования к АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся" предусмотрена деятельность сурдопедагога; в Приложении N 3 "Требования к АООП НОО для слепых обучающихся" и в Приложении N 4 "Требования к АООП НОО для слабовидящих обучающихся" предусмотрена деятельность тифлопедагога; в Приложении N 5 "Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи" предусмотрена деятельность учителя-логопеда. В ст. 24 п. 4 Конвенции о правах инвалидов указывается на необходимость привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам. Обоснованием предлагаемого проектом профессионального стандарта педагога-дефектолога перехода от двухуровневой системы подготовки педагогов дефектологов (бакалавриат - магистратура) к моноподготовке по программам специалитета и (или) подготовке по программам магистратуры при отсутствии бакалавриата по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" являются требования к уровню квалификации для осуществления обобщенных трудовых функций и трудовых функций педагога-дефектолога, соответствующих 7 уровню квалификации (образовательные программы высшего образования - программы магистратуры или специалитета) на основании Приказа Минтруда России N 148н от 12 апреля 2013 г. "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов". Так к показателям уровня квалификации, соответствующим 7 уровню квалификации отнесены: - определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной; КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 5 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 - решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных; - разработка новых методов, технологий; - понимание методологических основ профессиональной деятельности; - создание новых знаний прикладного характера в определенной области; - определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации. Так, для реализации обобщенной трудовой функции 3.1 "Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"; трудовой функции 3.1.1 "Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи", предусмотрены следующие трудовые действия: - определение типа образовательной программы и (или) варианта оказания логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; - планирование уроков, логопедических групповых (подгрупповых) и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; - организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе; - осуществление систематического контроля и оценки достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития; - корректировка организации, содержания и технологий реализации программ образования и (или) оказания логопедической помощи с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов их освоения, мониторинга результатов их реализации. Трудовая функция 3.1.2 "Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи" предусматривает следующие трудовые действия: - определение целей, задач, содержания образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; - планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; - планирование уроков, групповых (подгрупповых) и индивидуальных логопедических занятий при реализации образовательных программ для лиц с нарушениями речи и (или) программ логопедической помощи; - разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; - корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации, обновление фондов оценочных средств. Для реализации трудовой функции 3.1.3 "Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений" предусмотрено выполнение следующих трудовых действий: - выбор методик для диагностики состояния речи у детей и взрослых с учетом их индивидуальных особенностей, методик логопедического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья; - разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации и (или) к реализации логопедической помощи лицам с нарушениями речи, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты. Обобщенная трудовая функция 3.2 "Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся"; трудовая функция 3.2.1 "Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию" предусматривают следующие трудовые действия: - определение типа образовательной программы с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями слуха; КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 6 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 - планирование уроков (занятий), специальных коррекционно-развивающих фронтальных и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха; - организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, в том числе со сложными дефектами, включая обучающихся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе; - осуществление систематического контроля и оценки достижения обучающимися планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития; - корректировка организации, содержания и технологий образовательного процесса с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования. Трудовая функция 3.2.2 "Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся" предусматривает следующие трудовые действия: - определение целей, задач, содержания образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха; - планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха; - планирование уроков (занятий) в рамках освоения адаптированных основных общеобразовательных программ при реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучению; - разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха; - корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации, обновление фондов оценочных средств. Для реализации трудовой функции 3.2.3 "Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений" предусмотрено выполнение следующих трудовых действий: - выбор методик для диагностики особенностей развития лиц с нарушениями слуха с учетом состояния их речи, слуха и индивидуальных особенностей; - разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации лиц с нарушениями слуха, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, образования, социальной защиты. Для реализации обобщенной трудовой функции 3.3 "Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости"; трудовой функции 3.3.1 "Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию", предусмотрены следующие трудовые действия: - определение типа образовательной программы с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости; - планирование уроков (занятий), специальных групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости; - организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе; - осуществление систематического контроля и оценки достижения обучающимися планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития; - корректировка организации, содержания и технологий образовательного процесса с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования. Трудовая функция 3.3.2 "Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 7 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 умственной отсталости" предусматривает следующие трудовые действия: - определение целей, задач и содержания программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости; - планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости; - планирование уроков (занятий) в рамках освоения адаптированных основных общеобразовательных программ при реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучению; - разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости; - корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации, обновление фондов оценочных средств. Для реализации трудовой функции 3.3.3 "Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений" предусмотрено выполнение следующих трудовых действий: - выбор методик для диагностики особенностей развития лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости с учетом возраста и индивидуальных особенностей; - разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, образования, социальной защиты. Для реализации обобщенной трудовой функции 3.4 "Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся"; трудовой функции 3.4.1 "Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию", предусмотрены следующие трудовые действия: - определение типа образовательной программы с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями зрения; - планирование уроков (занятий), специальных коррекционно-развивающих фронтальных и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями зрения; - организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей слепых, слабовидящих, в том числе со сложными дефектами, включая обучающихся с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе; - осуществление систематического контроля и оценки достижения обучающимися планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития; - корректировка организации, содержания и технологий образовательного процесса с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования. Трудовая функция 3.4.2 "Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся" предусматривает следующие трудовые действия: - определение целей, задач и содержания программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями зрения; - планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями зрения; - планирование уроков (занятий) в рамках освоения адаптированных основных общеобразовательных программ при реализации личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучению; - разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями зрения; КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 8 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 - корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации, обновление фондов оценочных средств. Для реализации трудовой функции 3.4.3 "Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений" предусмотрено выполнение следующих трудовых действий: - выбор методик для проведения тифлопедагогического обследования с учетом возраста, состояния зрения и особенностей индивидуального развития лиц с нарушениями зрения; - разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации лиц с нарушениями зрения, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, образования, социальной защиты. Лица с более низким уровнем квалификации, в том числе по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) могут трудоустраиваться по иным профессиям, не охватываемым данным профессиональным стандартом, например воспитателем, педагогом дополнительного образования. Цели применения профессионального стандарта педагога-дефектолога: - обеспечить необходимую подготовку педагога-дефектолога, для получения высоких результатов профессиональной деятельности; - обеспечить необходимую осведомленность педагога-дефектолога о предъявляемых к нему требованиях; - устанавливать необходимую квалификацию педагога-дефектолога, влияющую на качество образования (результаты обучения, воспитания, коррекционно-развивающей деятельности), успешную социализацию и интеграцию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - содействовать вовлечению педагогов-дефектологов в решение задач повышения качества общего, специального и инклюзивного образования. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога создаст необходимые условия для профессионального роста специалистов в области специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья разного возраста, повышение качества психолого-педагогического сопровождения развития обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей. В качестве обобщенных трудовых функций и соответствующих им трудовых функций, рассматриваемого вида профессиональной деятельности, можно выделить следующие: Обобщенные трудовые функции Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Трудовые функции Организация деятельности лиц с нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с нарушениями речи и программ логопедической помощи Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся Организация деятельности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 9 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся Организация деятельности слепых, слабовидящих обучающихся по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта 2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций Базовый состав организаций, представители которых приняли участие в разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога), из них одно государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы, одно государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы, одно государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области, одно Федеральное государственное автономное учреждение, три - федеральных бюджетных государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования (всего - одна Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа и 6 вузов). В разработке и оценке содержания данного профессионального стандарта приняли участие также представители федеральных органов исполнительной власти, центров повышения квалификации, общественной организации, практических организаций. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 1 к пояснительной записке (не приводится). 2.2. Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов В соответствии с техническим заданием в целях разработки профессионального стандарта сформирована экспертная группы, состоящая из руководителей и специалистов-экспертов в области разработки профессиональных стандартов либо разделов единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, специалистов в области управления и развития, специалистов в области управления, обучения и развития персонала, нормирования и охраны труда, специалистов в области психологии и педагогики, (учителя-дефектологи и психологи, руководители образовательных организаций, общеобразовательных организаций, специальных образовательных организации (школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья); организаций и реабилитационных центров Минтруда России и соцзащиты, образования, здравоохранения, обществ инвалидов, специалистов органов опеки и попечительства, КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 10 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 организаций социальной защиты для несовершеннолетних, кадровых служб и служб персонала предприятий и организаций. Требованиями к квалификации экспертов стали: - высшее образование; - опыт работы в педагогической деятельности, не менее 5 лет; - наличие знаний: - методологических основ современного специального образования, теории и практики специального образования; - содержания профессиональной деятельности по специальностям и (или) видам профессиональной деятельности; - содержания законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность в сфере специального образования, требований федеральных государственных образовательных стандартов; - порядка разработки и использования адаптированных основных образовательных программ, проведения их экспертизы; - основных источников и методов поиска информации, необходимой для разработки научно-методического обеспечения реализации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - организации образовательного процесса; - возрастных и индивидуальных особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; педагогических, психологических и методических основ развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида; - средств обучения и воспитания, в том числе технических средства обучения и технологий их применения, современных образовательных технологий специального и инклюзивного образования, включая технологии электронного и дистанционного обучения, и возможностей их применения в образовательном процессе. В разработке и обсуждении первоначального варианта данного профессионального стандарта приняли участие 10 специалистов в области общей и специальной педагогики и психологии, из них пять руководителей образовательных организаций (Детский центр инклюзивного образования; Специальная (коррекционная) школа для детей с тяжелыми нарушениями речи; Общеобразовательная школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы; Центр патологии речи; Школа-интернат для умственно отсталых детей), один специалист в области дошкольных образовательных организаций, три специалиста в области специального (дефектологического) образования, один специалист в области кадровых служб и служб персонала предприятий и организаций. Территориальное распределение экспертов-разработчиков по федеральным округам Российской Федерации В разработке и обсуждении профессионального стандарта приняли участие специалисты высшей школы и руководители образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в число которых входят научно-педагогические и педагогические работники, представляющие четыре федеральных округа Российской Федерации: Центральный, Сибирский, Северо-Западный, Приволжский. Центральный федеральный округ РФ представлен наибольшим образом (6 человек). Методы, используемые при разработке профессионального стандарта: анализ нормативно-правовой документации; опрос; анкетирование; экспертные оценки; обобщения и систематизации передового отечественного и зарубежного практического опыта обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; историографический анализ; анализ результатов компаративных исследований отечественных и зарубежных систем комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработка и анализ профессиограмм. 2.3. Общие сведения о нормативных правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта Декларация о правах умственно отсталых лиц, принятая резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 г. Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 11 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 политики в области образования и науки" Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Постановление Правительства Российской Федерации N 23 от 22 января 2013 г. "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы" Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1662-р от 17 ноября 2008 г. "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 147н от 12 апреля 2013 г. "Об утверждении Макета профессионального стандарта" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 148н от 12 апреля 2013 г. "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 170н от 29 апреля 2013 г. "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Постановление Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 367 "Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов" Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации от 12 декабря 2014 г. N 2020-ст "О принятии и введении в действие общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ - 08)" Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации от 31.01.2014 г. N 14-ст (ред. от 17.02.2016) "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта Информация о порядке общественно-профессионального обсуждения Цель, задачи общественно-профессионального обсуждения Цель общественно-профессионального обсуждения, в соответствии с принятым рабочей группой Положением, заключается в обеспечении контроля качества разработки проекта профессионального стандарта педагога-дефектолога (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) (далее - проекта КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 12 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 профессионального стандарта). Основными задачами общественно-профессионального обсуждения являются: - проведение экспертизы проекта профессионального стандарта; - подготовка заключения по представленному на экспертизу проекту профессионального стандарта; - разработка предложений по доработке проекта профессионального стандарта по итогам экспертизы. Порядок организации общественно-профессионального обсуждения Обсуждение проекта профессионального стандарта проводится путем: 1. Размещения проекта профессионального стандарта на сайте Московского педагогического государственного университета: http://mggu-sh.ru/def/news/06-06-15/soveshchanie-po-razrabotke-professionalnogo-standarta; https://mail.rambler.ru/m/redirect?url=http%3A//xn--c1arjr.xn--p1ai/%3Fp%3D68365&hash=c9a06bf41dcbe7a0ca82e0ee bee05c1a 2. Организации специальных форумов в сети Интернет по адресу: https://www.facebook.com/groups/1531988777127120/; 3. Проведения конференций, круглых столов, семинаров, рабочих групп и других публичных мероприятий; 4. Размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в профильных профессиональных изданиях и средствах массовой информации. Критерии оценки общественно-профессионального обсуждения Экспертиза проекта профессионального стандарта проводится по критериям: 1. Соответствие содержания макета принятым концептуальным подходам, определенным с учетом специфики выбранной профессиональной деятельности; 2. Соответствие структуры проекта требованиям Макета профессионального стандарта; 3. Адекватность выделения и полнота описания видов трудовой деятельности, единиц профессионального стандарта (трудовые функции, трудовые действия, необходимые знания и умения), установленных квалификационных уровней; 4. Требования технического задания к выборкам организаций и экспертов, привлеченным к разработке проекта профессионального стандарта; 5. Корректность отнесения проекта профессионального стандарта к выделенной области профессиональной деятельности или виду экономической деятельности; 6. Соответствие проекта профессионального стандарта нормативной правовой базе в данной области; 7. Возможность трансляции содержания проекта профессионального стандарта в требования к результатам освоения и условиям реализации образовательных программ высшего образования; 8. Возможность использования содержания проекта для формирования требований к процедурам сертификации персонала. В общественно-профессиональном обсуждении проекта профессионального стандарта приняли участие более 831 специалист из более 200 организаций. Сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта приведены в Приложении N 2 к пояснительной записке (не приводится). Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приведены в таблице Приложения N 3 к пояснительной записке (не приводится). В целях обсуждения проекта данного профессионального стандарта проведены обучающие мероприятия, межрегиональные круглые столы и семинары для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, всего девять мероприятий, в том числе: 1. Обучающие мероприятия специалистов по вопросам распространения моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей на базе ОГБОУ "Костромской областной психолого-медико-педагогической комиссии" 6 апреля 2015 года, город Кострома (95 человек). Содержание проекта профессионального стандарта было доложено слушателям в выступлении члена рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) д.психол.н., профессора И.Ю. Левченко. Замечания, пожелания по результатам проведенной дискуссии были внесены в протокол и учтены в проекте профессионального стандарта. 2. Обучающие мероприятия специалистов по вопросам распространения моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей на базе КГБОУ "Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения" г. Красноярск 13 апреля 2015 года, город Красноярск (73 человека). Содержание проекта профессионального стандарта было доложено слушателям в выступлении члена рабочей группы по разработке профессионального стандарта КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 13 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) д.п.н., профессора Е.Ф. Архиповой. Замечания, пожелания по результатам проведенной дискуссии были внесены в протокол и учтены в проекте профессионального стандарта. 3. Обучающие мероприятия специалистов по вопросам распространения моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей на базе ОГБОУ "Центр патологии речи" 22 апреля 2015 года, город Димитровград Ульяновской области (133 человека). Содержание проекта профессионального стандарта было доложено слушателям в выступлении члена рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) д.п.н., профессора М.В. Жигоревой. Замечания, пожелания по результатам проведенной дискуссии были внесены в протокол и учтены в проекте профессионального стандарта. 4. Обучающие мероприятия специалистов по вопросам распространения моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей на базе КГБОУ "Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения" г. Хабаровск 29 мая 2015 года, город Хабаровск (141 человек). Содержание проекта профессионального стандарта было доложено слушателям в выступлении руководителя рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) д.п.н., профессора И.В. Евтушенко. Замечания, пожелания по результатам проведенной дискуссии были внесены в протокол и учтены в проекте профессионального стандарта. 5. Круглый стол для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 23 сентября 2015 года в ФГБОУ ВПО "Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова", город Москва (68 человек). Член рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) д.психол.н., профессор В.В. Ткачева доложила о разработке профессионального стандарта и его основных позициях. Участниками круглого стола были подготовлены предложения к уточнению ряда позиций профессионального стандарта, которые были учтены при редактировании текста. 6. Семинар-совещание по вопросам разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования 05 октября 2015 года в ФГАУ "Федеральный институт развития образования", город Москва (91 человек). Руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) д.п.н., профессор И.В. Евтушенко и член рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) д.психол.н., профессор И.Ю. Левченко сделали совместное сообщение о ходе подготовки профессионального стандарта. Были заслушаны предложения участников семинара-совещания, в том числе представителей Министерства образования и науки Российской Федерации. 7. I Всероссийский съезд дефектологов "Особые дети в обществе", организованный Минобрнауки России, 27 октября 2015 года, город Москва (69 человек). Руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) д.п.н., профессор И.В. Евтушенко выступил на круглом столе "Модернизация специального (дефектологического) образования: профильная подготовка или универсализация?" с сообщением о содержании проекта профессионального стандарта. В дискуссии приняли участие д.психол.н., профессор Т.Н. Волковская; д.п.н., профессор Л.М. Кобрина; д.п.н., профессор О.С. Орлова; к.п.н., доцент И.Л. Соловьева; к.п.н., профессор Е.З. Яхнина. 8. Международная научно-практическая конференция "Теоретическое обеспечение и практическая реализация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья" 10.12.2015 года в ГБОУ ВО МО "Академия социального управления", город Москва (83 человек). Руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) д.п.н., профессор И.В. Евтушенко сделал доклад "Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки и апробации". В обсуждении приняли участие педагоги-дефектологи Московской области, работники системы повышения квалификации педагогов специального (дефектологического) образования и представители зарубежных школ (Казахстан, Кыргызстан, Латвия): http://www.asou-mo.ru/2015/12/10-11-dec-2015-prog.pdf 9. Семинар для руководителей образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ППМС-центров Московской области "Ключевые компетенции руководителя образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями и инвалидностью" 18 декабря 2015 года в ГОУ ВПО МО "Московский государственный областной университет", город Мытищи (78 человек). Руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) д.п.н., профессор И.В. Евтушенко КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 14 из 15 Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопе... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 11.04.2017 сделал доклад "Профессиональный стандарт педагога-дефектолога в процессе реализации ФГОС ОВЗ". В обсуждении приняли участие руководители образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Московской области: 1. https://mgou.ru/en/home-100001/novosti/197-17/8088-seminar-klyuchevye-kompetentsii-rukovoditelya-obrazovatelnoj-or ganizatsii-obuchayushchej-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-invalidnostyu 2. http://mosreg.ru/multimedia/novosti/glavnie/18-12-2015-19-35-33-seminar-klyuchevye-kompetentsii-rukovoditelya-obra/# undefined В рамках общественно-профессионального обсуждения проекта профессионального стандарта: Опубликованы три публикации в СМИ, одна в журнале "Логопедия", две в журнале, включенном в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов (ВАК РФ) "Современные проблемы науки и образования". В период с 6 июня 2015 г. по настоящее время размещена информация о разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог) на сайте Московского педагогического государственного университета: http://mggu-sh.ru/def/news/06-06-15/soveshchanie-po-razrabotke-professionalnogo-standarta; https://mail.rambler.ru/m/redirect?url=http%3A//xn--c1arjr.xn--p1ai/%3Fp%3D68365&hash=c9a06bf41dcbe7a0ca82e0ee bee05c1a). КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 15 из 15