À1ãÝØæØßÐÛìÝÞÕ ÐÒâÞÝÞÜÝÞÕ ÔÞ!èÚÞÛìÝÞÕ ÞÑàÐ×ÞÒÐâÕÛìÝÞÕ ãçàÕÛ(ÔÕÝØÕ <<,,|ÕâáÚØÙ áÐÔ Ûê 4> À°ááÜÞâÀÒÝÞ ! ¡Ð ×ÐáÕÔÐÝØØ ßÕÔÐÓÞÓØçÕáÚÞÓÞ ÞÞÒÕâÐ ßàÞâÞÚÞÛ {\Óà 1 Þâ 30.08.2023 Ó. Ú,(ÕâÞÚØÙ ÞÐÔ ä .1Ä. 4> ÙÐÛÚÞÒÐ '/4Ø/Ð?2 ßÀÞÓÀ°ÜÜ° ÔÞßÞÛÝØâÒÛìÝÞÓÞ Þ±À°3ÞÒ°ÝØï (ÒÞÛ}ßұݰï ÄÛÒÙâ°> è ¡ÐßàÐÒÛÕÝÝÞáâì : åãÔÞå|ÕáâÒÕÝÝ€ ÄÞàÜÐ ãáÛãÓØ: ÚàÀ(ÞÚ ±Þ×àÐáâ ÔÕâÕÙ: 57 ÛÕâ àÞÚ àÕ€}'{1Ø×ÐæØØ: 1 ÓÞÔ € °ÒâÞàáÞáâÐÒØâÕÛì: 1èã×ì1Ú2}"ÛìÝìÛÙ àãÚÞÒÞÔØâÕÛì ÒìâáâèÕÙ ÚÒÐÛØäØÚÐæØÞÝÝÞÙ ÚÐâÕÓÞàØØ ÀÐÚØÝÐ \..\|. ±ÕàÕ×ÝØÚØ,2023 Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Содержание программы 5 3. Механизм реализации программы 5 4. Учебный план 6 5. Календарно-тематическое планирование 6 6. Педагогическая диагностика 9 7. Материально-техническое обеспечение программы 10 2 1. Пояснительная записка Учебная рабочая программа по дополнительной платной услуге по обучению игре на музыкальных инструментах определяет содержание образовательного процесса по приобщению к музыкальному искусству детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нем не в гостях, а создателем и творцом. Благодаря блокфлейте, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами. В ходе занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее. Главная задача начального обучения в кружке состоит в том, чтобы вызвать у детей интерес к музыке и к занятиям ею, научить их языку музыкального искусства, развить их художественный вкус и творческое воображение. Очень важно сохранить любознательность и острый интерес ребенка к занятиям музыкой, которые он проявлял, когда поступил в кружок. Педагоги, работающие с детьми, должны чувствовать особенно большую ответственность перед своими учениками для того, чтобы приобщить ребенка к новым музыкальным впечатлениям, сохранить естественность его отношения к все расширяющемуся для него музыкальному миру, поддерживать в нем активный интерес к музыке. Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению. Работа с блокфлейтой способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере. Освоив навыки игры на блокфлейте, обучившись правильному исполнительскому дыханию, звукоизвлечению на блокфлейте, ребенок будет подготовлен ко второму этапу обучения игры на духовых инструментах (саксофон, кларнет). Основные сложности бывают при постановке исполнительского дыхания и постановке пальцев рук. Если при постановке исполнительского дыхания дети преодолевают трудности путем выполнения дыхательных упражнений, а также благодаря объяснению педагогом природы физиологического дыхания, разницей 3 между физиологическим и исполнительским дыханием, то постановка пальцев рук проходит немного дольше. Сложность заключается в том, чтобы научить ребенка «прикладывать» пальцы к отверстиям блокфлейты, закрывая их подушечками, а не кончиками пальцев. При этом необходимо следить, чтобы кисти рук были не зажаты, а пальцы точно закрывали отверстия. Цель программы: приобщить детей к исполнению музыки – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Обучая музыке маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств, с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний. Пробудить желание, интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Познакомиться с инструментом, правильно пользоваться, как ухаживать и правильно держать во время исполнения. Познакомиться с правилами певческого дыхания. Научиться исполнять ровным, красивым и напевным звуком. Программа ориентирована на развитие творческих способностей детей через обучение игре на этом инструменте; сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной. Задачи: 1. Познакомить детей с историей инструмента, его разновидностями, звучанием. 2. Познакомить с правилами обращения с блокфлейтой, гигиеническим уходом за инструментом, правильной постановкой рук и положение рта. 3. Освоить предварительные пальчиковые и дыхательные упражнения. 4. Формировать умение слушать других. 5. Освоить навыки звукоизвлечения на блокфлейте. 6. Привить навыки ансамблевой игры. 7. Дать детям возможность выступать на утренниках для родителей, конкурсах, концертах, чтобы показать навыки освоения игры на блокфлейте. 8. Сохранить интерес ребенка для дальнейшего обучения в детской школе искусств (музыкальной школе). Занимательная деятельность в себя включает: 1. Пальчиковые игры. 2. Дыхательные упражнения. 3. Ритмические упражнения. 4. Нотная грамота. 5. Приобретение технических навыков. Ожидаемый результат - Умение правильно обращаться с инструментом. - Владение навыком звукоизвлечения на блокфлейте. - Умение исполнять простые мелодии. Показатель эффективности работы по музыкальной деятельности 1. Интерес детей к игре на блокфлейте. 2. Развитие музыкальных способностей. 3. Проявление артистических качеств 4. Проявление импровизации в музыкальной деятельности. Занятия проводятся – 1 раз в неделю. 4 Продолжительность занятия – 30 минут. 2. Содержание программы Основные этапы реализации программы 1 этап: Предварительная работа: - Рассказы о флейте, пальцевые и дыхательные упражнения. - Прослушивание аудиозаписей с мелодиями блокфлейты. 2 этап: Практическая часть: - Приобретение технических навыков. - Знакомство с рассказами о флейте. - Пальчиковые упражнения. - Дыхательные упражнения. - Постановка рук. - Упражнения для развития чувства ритма. - Предварительное разучивание песенок-попевок со словами, распевание с движениями, проигрывание на блокфлейте. - Репетиции. Выступления на утренниках, конкурсах, концертах. 3. Механизм реализации программы Как известно, основная форма занятий с дошкольниками – игровые ситуации. Поэтапное обучение от простого к сложному, усвоение всего ранее изученного материала – это залог успешного овладения музыкальным инструментом блокфлейта. В процессе занятий создается творческая атмосфера, которая способствует развитию индивидуальных способностей детей. Музыкальная исполнительская деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к музыке, совершенствуется исполнительский навык. В процессе разучивания музыкальных произведений совершенствуется музыкальный слух, память, внимание. Основные направления работы с детьми Основные направления Развитие музыкальных способностей Культура и техника звукоизвлечения Методы и приемы Ритмические, пальчиковые игры и упражнения Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, свободы речевого аппарата Культура сольного Показ видео, прослушивание исполнительства и игра в аудио записей ансамбле Работа над музыкальными Поощрять произведениями импровизации. детей 5 Задачи - Развивать внимание и память - Развивать мелкую моторику - Развивать дыхание и речевой аппарат - Отрабатывать дикцию Приобщать детей к музыкальному искусству - Создавать положительный эмоциональный настрой к - Умение слышать соседей и концермейстера - Отработка технически сложных мест 4. Учебный план дополнительной образовательной услуги Организация занимательной деятельности по обучению игре на музыкальных инструментах «Волшебная флейта» Кол-во детей в группе Количество занятий на группу в неделю 1 (1ч) в месяц 4 (4 часа) 5. Календарно-тематическое планирование Месяц Неделя 1 Сентябрь 2 3 4 1 Октябрь 2 3 4 Ноябрь 1 2 Тема Знакомство с блокфлейтой: рассказ истории инструмента, рассказ о разновидностях флейты (показ слайдов, фотографий), прослушать звучание флейты Цель Дать детям представление о блокфлейте; Расширить знания о разновидностях инструмента; Воспитывать эмоциональноположительное отношение к музыке Формировать представления детей о профессии музыканта; Активизировать интерес к музыкальному искусству; Расширять словарный запас Активизировать познавательный процесс к блокфлейте; Учить детей четко выполнять пальчиковые игры, активизировать мелкую моторику Научить детей правильной постановке с блокфлейтой, постановке пальцев рук Учить детей правильно выполнять дыхательные упражнения, Формировать навыки основного звукоизвлечения. Учить управлять своим дыханием Научить детей правильной постановке с блокфлейтой, постановке пальцев рук, губ, языка, звукоизвлечению Знакомство с профессией музыканта: музыкант солист, оркестрант (показ видео роликов, прослушивание аудио) Сказки о флейте Изучение содержания инструмента (что внутри?) Предварительные пальчиковые игры: «Дразнилки», «Что случилось? Что за шум?» Основная игра: сказка об уточке с утятами (1часть) Дыхательные упражнения: «Ветерок», «Мельница», «Песочные часы» Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «детеше» Основная игра: сказка об уточке с утятами (2 часть) Дыхательные упражнения: «Винни-Пух», «Шарик» «Заюшкины рассказы» Научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху. Постановке губ и языка. Развивать интерес к музыкальному исполнительству Птичьи переклички Активизировать мелкую моторику. Расстановка пальцев рук на инструменте Звукоизвлечение на блокфлейте Разучить упражнения на длительность штрихом «легато» и ровность дыхания. Развивать у детей исполнительские умения, внимание, музыкальный слух Песенка-прибаутка «Андрей, Развивать слух и чувство ритма. Воробей» Совершенствовать навыки владения разными способами звукоизвлечения 6 3 4 1 Декабрь 2 3 4 1 Январь 2 3 Февраль 1 2 Двух звучные песенки «Дин-Дон», Активизировать мелкую моторику. «Сорока-сорока» Расстановка пальцев рук на инструменте. Совершенствовать навыки владения инструментом Изучение песенок: «Два кота», Продолжать развивать слух и чувство «Барашеньки-крутоноженьки» ритма. Разучить слова, ритмический рисунок. Проиграть на блокфлейте Трех звучные песенки: Активизировать мелкую моторику. «Петушок», «Кукушка»; Расстановка пальцев рук на упражнения инструменте. Развивать внимание, усидчивость. Улучшать дикцию Восприятие на слух мелодий в Развивать умение слушать сопровождении с фортепиано концертмейстера, начинать игру после музыкального вступления. Определять характер произведений, учить исполнять песенки эмоционально, соответственно нужному образу Разучивание р.н.п. «Василек» Активизировать мелкую моторику. Расстановка пальцев рук на инструменте. Игровые упражнения Закрепление пройденного Создавать положительный материала эмоциональный настрой; побуждать интерес к музыкальной исполнительской деятельности Музыкальные вариации Познакомить детей с исполнением разными ритмическими рисунками знакомого произведения. Побуждать детей к импровизации Грустно – весело Развивать у детей музыкальное восприятие произведений разного характера. Развивать образное мышление «Колыбельная» Развивать умение слушать концертмейстера, начинать игру после музыкального вступления. Определять характер произведений: легато. Учиться передавать образ плавным, спокойным и ровным звуком. освоить навык кантиленной игры. Длинные и короткие звуки. «Идет Совершенствовать навыки владения коза рогатая» разными способами звукоизвлечения: чередование «легато» с «маркато» Быстро – медленно. Темп, Познакомить детей с музыкальными характер терминами: анданте, аллегро. Учить импровизировать. Развивать образное мышление 7 3 4 1 Март 2 3 4 1 Апрель 2 3 4 1 Май 2 3 4 Июнь 1 2 Звуковые эффекты истончение звука) (постепенное Продолжать знакомить с разными способами звукоизвлечения. Развивать творческий интерес. Игровые упражнения Звуки «фа» и «ми» 1 октавы Продолжать активизировать мелкую моторику. Расстановка пальцев рук на инструменте. Игровые упражнения Птичьи переклички (кукование, Учить слышать себя и трель) других исполнителей при игре в ансамбле Птичьи переклички (карканье, Воспитывать чувство коллективного воркование) творчества Музыкальные сказки. Способы Развивать у детей музыкальное озвучивания восприятие произведений разного характера. Развивать образное мышление Музыкальная сказка «Птичий Развивать у детей музыкальное двор» восприятие произведений разного характера. Развивать образное мышление Легкие дуэты: «Ку-ку» Развивать музыкальный слух, умение слышать себя и других исполнителей «Гамма» Продолжать активизировать мелкую моторику. Расстановка пальцев рук на инструменте Звуковые эффекты (постепенное Продолжать знакомить с разными звукоизвлечения.Игровые истончение, постепенное усиление способами звука) упражнения. Активизировать мелкую моторику Четырех звучные песенки «Как Расстановка пальцев рук на под горкой», «Ручеек» инструменте. Развивать внимание, усидчивость. Улучшать дикцию Закрепление пройденного Развивать чувство ритма материала Совершенствовать навыки владения разными способами звукоизвлечения Репетиция Совершенствовать выразительность исполнения. Играть в сопровождении фортепиано Репетиция Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать чувство уверенности в себе, приобщать детей к музыкальному искусству Итоговое выступление на отчетном концерте Упражнения на четырехдольный Продолжать активизировать мелкую такт моторику. Расстановка пальцев рук на инструменте Разучивание «Начинаем играть» Развитие чувства ритма. Закрепление знаний детей в области элементарной музыкальной грамоты 8 3 3 Развитие чувства ритма. Закрепление знаний детей в области элементарной музыкальной грамоты Повторение музыкальных пьес Развитие чувства ритма. Игра «Загадки клоуна Бантика» Закрепление знаний детей в области элементарной музыкальной грамоты Разучивание р.н.п. «Как пошли Освоение приема игры «Стаккато» наши подружки» Продолжать активизировать мелкую Дыхательные упражнения моторику. Расстановка пальцев рук на инструменте Сказка об уточке с утятами Закрепление знаний о длительности звуков, развитие чувства ритма, слуховой памяти и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста Повторение музыкальных пьес Закрепление знаний о длительности звуков, развитие чувства ритма, слуховой памяти и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста Игра «Цветочные ритмы» Закрепление знаний о длительности звуков, развитие чувства ритма, слуховой памяти и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста Упражнения на трехдольный такт Продолжать знакомить с разными «Раз-два-три, раз-два-три» способами звукоизвлечения Разучивание р.н.п. «Котик и козлик» Дыхательные упражнения Освоение приема игры «Легато» «Играем с нотками» Освоению нотной грамоты. Развитие усидчивости, моторики, логическое мышление, ориентирование в цветовой гамме Игра «Паровозик» Развитие чувства ритма 4 Повторение музыкальных пьес 4 1 Июль 2 3 4 1 Август 2 Дыхательные упражнения Игра «Перевертыши» Развивать умение слушать концертмейстера, начинать игру после музыкального вступления 6. Педагогическая диагностика Оценка результатов музыкальной деятельности детей 1. Исполнительское мастерство: - правильное дыхание; - правильная постановка за инструментом; - звукоизвлечение; - ансамблевая игра. 2. Игра на инструменте: - желание заниматься музыкой; - умение слышать музыкальное сопровождение; - способность импровизировать при создании музыкального образа. 3. Концертная деятельность: - желание участвовать в концертах; 9 - умение держать образ музыканта; - эмоциональное исполнение. Ф.И. ребенка Исполнительское мастерство 1 2 3 4 Игра на инструменте 1 2 3 Концертная деятельность 1 2 3 Условные обозначения: В – высокий; С - средний; Н - низкий. 7. Материально-техническое обеспечение программы 1. Музыкальный зал, оборудованный настенным зеркалом. 2. Блокфлейта (17 шт.). 3. Пюпитр для нот (1 шт.). 4. Фортепиано 5. Ноутбук 6. Музыкальный центр 7. Проектор 8. Магнитофон с CD-проигрывателем. 9. Методические пособия. 10. Сборники учебной нотной литературы для игры на блокфлейте. Методические пособия 1. Лэпбук «Веселые нотки». 2. Лэпбук «Музыкальное королевство». 3. Наглядное пособие по ритму. 4. Дидактическая игра «День рождение Мишутки». 5. Настольная игра «Загадки клоуна Бантика». 6. Игровое пособие «Играем с нотками». 10 Уровень усвоения Список используемой литературы 1. Богосян С. Детские песни для блокфлейты с аппликатурой. 2. Каплунова И., Наш веселый оркестр. Выпуск 2- СПб.: ООО «Лансье», 2019. 3. Каплунова И., Новоскольцева И. Развитие чувства ритма у детей.- СПб.: Композитор., 2005. 4. Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих: клавир с комментариями. – СПб.: Композитор, 2018. 5. Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих: тетрадь с нотами и раскрасками.- СПб.: Композитор, 2018. 6. Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. - М.: Музыка, 2002. 7. Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста.- М., 1991. 8. Рокитянская Т. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006. 9. Симонова В.И. Кроха. Сборник пьес для блокфлейты. 10. Сторожева Т. Сборник пьес, этюдов и ансамблей для блокфлейты:Учебнометодическое пособие.- фирма «Эмузин», 2004. 11